Камчатский
край

Камчатский
край

официальный сайт | English version



Авторизация:

Логин:  

Пароль: 

Бегущая строка

Министерство образования и науки Камчатского края

683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 35, obraz@kamgov.ru
тел. 8 (4152) 421811, факс 8 (4152) 412154
Посетителей за сегодня - 210 | за месяц - 13229
Просмотров за сегодня - 210 | за месяц - 22087
   
Структура Положение Проекты Вакансии Гос.заказ Документы задать
вопрос
справки о
доходах

Поддержка профессионального образования

16-12-2008 Модель профессионального образования. С целью внедрения механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного...

 

Модель профессионального образования

 

 

С целью внедрения механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина разработана государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»

Задачи госпрограммы:

1. Обеспечение институциональных условий для развития результатов первого этапа приоритетного национального проекта «Образование».

2. Внедрение в систему базового[1] образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.

3. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.

4. Создание условий для модернизации институтов образования как инструментов социального развития.

5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования[2], подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели госпрограммы:

-       доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований);

[3]; от общего числа обучающихся на всех уровнях образования-       доля обучающихся в современных условиях

[4];-       доля населения, получающего услуги непрерывного образования

-       доля педагогических работников, получающих среднемесячную заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от общего числа педагогических работников;

-       места Российской Федерации в рейтингах по результатам международных сопоставительных исследований качества образования.

Сроки реализации госпрограммы: 2009 – 2012 годы

В отношении профессионального образования госпрограмма обозначила следующие его характеристики:

1. Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: краткосрочные программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Одновременно будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ освоения профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.

2. Инновационный характер профессионального образования будет обеспечиваться за счет:

-       постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования;

-       интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей;

-       создания системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования.

3. Основными структурными элементами системы высшего образования станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться:

-       сеть вузов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих геополитические, кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов («федеральные университеты»);

-       сеть вузов, реализующих интегрированные инновационные программы, научно-исследовательские проекты, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики по наиболее приоритетным направлениям развития науки и техники на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, поддерживаемые на конкурсной основе («национальные исследовательские университеты»);

-       университеты регионального значения, реализующие многопрофильные программы для кадрового обеспечения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

-       институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного).

Адекватно этому предстоит обновить законодательство, в том числе типологию образовательных учреждений.

4. В системе профессионального образования не будет «тупиковых траекторий». Получит распространение мобильность студентов, поддержанная системой зачета кредитных единиц. При этом увеличится число программ, по итогам освоения которых наряду с государственной осуществляется общественно-профессиональная аттестация выпускников, программ, требующих прохождения профессионального экзамена для выхода на рынок труда.

5. Широкое развитие получит государственно-частное  партнерство в образовании, в том числе:

-       объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и реализацию государственной образовательной политики (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки (специальностей), разработка федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, участие в процедурах контроля качества профессионального образования);

-       инновационная инфраструктура вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия) будет строиться совместно с бизнесом;

-       некоммерческие организации (в том числе представляющие объединения работодателей) будут формировать общественно-государственную систему профессиональных стандартов (служащих базой разработки федеральных государственных образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов;

-       с учетом результатов эксперимента по отработке организационных механизмов образовательного кредитования сформируется система государственной поддержки образовательного кредитования студентов, обеспечивающего доступность как образовательных кредитов для всех студентов, получающих платное образование, так и сопутствующих образовательных кредитов (т.е. кредитов на сопутствующие расходы) для всех нуждающихся в них студентов.

6. Одно из ключевых изменений – модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования учреждений профессионального образования. Ближайший шаг – переход к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях единого государственного экзамена как формы внешней независимой объективной аттестации. Аналогично традиционной форме вступительных испытаний предполагается установить границу в баллах для тех, чьи знания и компетентности будут недостаточны для освоения программ высшего профессионального образования. Также предлагается установить порог в баллах, выше которого выпускники школ будут иметь право на получение высшего профессионального образования за счет бюджетных средств. При этом вузам может быть предоставлена возможность самостоятельно принимать решение о том, на какие направления обучения и с каким баллом единого государственного экзамена принимать абитуриентов по результатам конкурса. Этот механизм позволит преодолеть существующий разрыв между школой и вузом в предъявляемых требованиях к учащемуся, студенту. При этом не все расходы на реализацию образовательных программ должны быть включены в подушевые нормативы финансирования. Развитие кадровой, научно-исследовательской, материально-технической базы целесообразно осуществлять посредством специальной государственной поддержки программ развития с учетом стоимости конкретных направлений подготовки, обновления производственных и исследовательских технологий. Часть такого финансирования будет предоставляться на конкурсной основе.

7. Значительные изменения произойдут в начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании.

Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного бакалавриата, в том числе, – с включением соответствующих учреждений в состав вузов. При условии экспертной проработки данного механизма в сети федеральных учреждений среднего профессионального образования прикладной бакалавриат будет более специализирован, нацелен на освоение конкретных компетенций с одновременной возможностью получения фундаментальных знаний.

На базе учреждений начального и среднего профессионального образования будут реализовываться наряду с образовательными программами для получающих профессиональное образование впервые программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования может быть передана системе общего образования.

При этом время освоения программ начального профессионального образования будет существенным образом сокращено, а сами программы сориентированы на освоение конкретного набора компетенций. В связи с этим предстоит отработать механизмы общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования. 

Некоторые образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования, могут быть включены в состав университетов или крупных образовательных комплексов.

8. В системе высшего профессионального образования произойдут следующие изменения.

В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательных школ. Таким образом, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти 21 века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во всех отраслях экономики.

Массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно освоившего программу общеобразовательной школы и готового вкладывать усилия в свое дальнейшее образование, должен обеспечивать освоение самого широкого набора компетентностей – от фундаментальных знаний и методов исследований до прикладных умений, позволяющих быть конкурентоспособным на рынке труда. Укрупнение направлений подготовки бакалавров будет сочетаться с широким простором для инициативы учебных заведений и самих студентов: федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров будет регламентироваться около 50% учебного плана, образовательные учреждения будут определять порядка 20%, а доля самостоятельно выбираемых студентами курсов превысит 30%. 

Завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей высшего профессионального образования, направлений подготовки на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры.

В рамках бакалавриата будет обеспечен широкий выбор курсов с тем, чтобы к завершению этого периода обучения выпускник был готов к началу трудовой деятельности, а также к продолжению обучения.

Возникнет новая система стипендиального обеспечения студентов, предполагающая существенное увеличение размера стипендий за счет повышения адресности их предоставления. Более широкое распространение получат стипендии за высокие результаты обучения. Увеличится размер стипендий для студентов из социально незащищенных слоев населения.

Радикально изменится ситуация с обеспечением студентов общежитиями, будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий при крупных вузах.

Следует подчеркнуть, что реализация данного комплекса мер в отношении профессионального образования не означает исключительную приоритетность системы высшего образования. Развитие форм получения начального и среднего профессионального образования, учитывая актуализирующиеся потребности экономики в выпускниках соответствующих образовательных программ, становится еще более значимым. Уже в среднесрочном периоде данные программы планируется сориентировать не только на подготовку кадров – вчерашних выпускников общеобразовательных учреждений, но также и на переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов рынка труда. Начальное и среднее профессиональное образование, реализуя модульный принцип построения образовательных программ, может стать главной составной частью системы непрерывного профессионального образования. 

 



[1] Под базовым образованием понимается образование всех уровней, в отношении которых действуют федеральные государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность.

[2] Под непрерывным образованием понимается формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей.

[3] Современные условия получения образования предусматривают полную оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и Строительных норм и правил и другим документам, определяющим современный уровень организации образовательного процесса

[4] К населению, получающему услуги непрерывного образования, отнесены лица, участвующие в формальном и дополнительном образовании, и не отнесены лица, участвующие в самообразовании

 

(c) Использование материалов возможно при условии обязательной ссылки на
официальный сайт Правительства Камчатского края

количество просмотров -  | дата последнего обновления - 0000-00-00 00:00:00

[Главная] [Назад] [Печать]

Выступления
Коллегиальные органы
Подведомственные организации
Новости
О Министерстве
Прием граждан
Органы управления образованием
Независимая оценка качества оказания образовательных услуг
Безопасность информации
Контрольные цифры приема
Образовательные организации
Научная деятельность
Организация питания школьников
Документы
Краевые целевые программы в области образования
Деятельность
ИЩУ РОДИТЕЛЕЙ
Приоритетный национальный проект
Модернизация общего образования
Наша новая школа
Год Учителя
Образовательный портал АвачаВики
Вопросы и ответы
Схема проезда
Стратегическое планирование
Отдел надзора и контроля в сфере образования









Отбор абитуриентов









карта сайта



нормативная
правовая база



Независимая антикоррупционная
экспертиза проектов НПА



Поиск по сайту:

    

Подписка на новости:

    

Правительство Камчатского края: контакты    

т. 8(4152) 41-20-91, ф. 8(4152) 42-35-03, mail: 41region@kamgov.ru