Камчатский
край

Камчатский
край

официальный сайт | English version



Авторизация:

Логин:  

Пароль: 

Бегущая строка

Министерство социального развития и труда Камчатского края

683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская 118,
тел. 8(4152)42-83-55, факс 8(4152)23-49-19
Руководитель - Койрович Инесса Эриковна
Посетителей за сегодня - 307 | за месяц - 2510
Просмотров за сегодня - 308 | за месяц - 3936
   
Структура Положение Проекты Вакансии Гос.заказ Документы задать
вопрос
справки о
доходах




 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями от 30.06.06 г.), во многих закрепленных в нем нормах подходит к вопросам регулирования трудовых отношений с позиций повышения договорных возможностей сторон. Для него характерно расширение договорного метода регулирова­ния трудовых отношений, направленного на сбалансирование интересов работодателей и работников.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование тру­довых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений осу­ществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых до­говоров. Ссылка на коллективный договор, как на регулятор установле­ния условий труда содержится в 109 статьях кодекса, посвященных кон­кретным правовым институтам трудового права (рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда и др.).

Учитывая, что многие положения Трудового кодекса имеют прямое действие, рекомендации по их применению даются по основным ста­тьям, связанным с коллективным договором. По ряду проблем, которые не нашли, по нашему мнению, достаточно полного отражения в кодек­се, дается более подробное изложение.

 1.  Общие положения

 При подготовке и заключении коллективных договоров целесо­образно исходить из следующих принципов:
1.       Законодательное регулирование трудовых отношений не ограни­чивается Трудовым кодексом (ТК РФ).
Законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также за­конодательные акты Союза ССР, действующие на территории Россий­ской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудово­му кодексу или не решаются в нем по иному (ст. 423 ТК РФ).
2.       В коллективный договор включаются нормы, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих норм в коллективном договоре (ст. 41 ТКРФ).
3. Коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, соглашениями, действия которых распространяются
на данную организацию (Генеральное, отраслевое, региональное и т.д.).
Если такие условия включены в коллективный договор, то они не под­лежат применению (ст. 9 ТК РФ).
4. Коллективный договор дает возможность решить все основные
социально-трудовые вопросы, отнесенные к компетенции организации
и повысить уровень законодательно установленных гарантий.
5. Коллективный договор - это не кодификационный документ, а правовой акт, определяющий права, обязанности и ответственность сторон.
Трудовой кодекс содержит многообразие форм взаимоотношений работника и работодателя: учет мнения профсоюзного органа, обяза­тельное участие профсоюзного органа, по требованию профсоюзного органа и т.п. Исходя из этого, в коллективных договорах целесообразно прописать процедуру применения каждой из этих форм взаимоотно­шений.
В коллективном договоре нецелесообразно предусматривать (повто­рять) вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ и Трудовым кодексом решаются на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов, если не вносится улучшение условий и процедур.
К ним относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и кол­лективных трудовых споров; единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; единого порядка расследования не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др. В указанных вопросах не исключено предоставление конкретных льгот и преимуществ работникам организации путем договорного регу­лирования, но без изменения существа правовых норм.
Кроме того, в коллективном договоре в принципе не следует ду­блировать нормы действующего российского законодательства, «на­гружая», таким образом, его текст. Данный правовой акт должен носить предметный характер и содержать обязательства, ориентированные на конкретную организацию, дополняющие и улучшающие установленные государственные гарантии.
Коллективный договор (ст.40 ТК РФ) - это правовой акт, регули­рующий социально-трудовые отношения в организации (или у индивидуального предпринимателя) и заключаемый работниками и работо­дателем в лице их представителей. Трудовой кодекс РФ и иные норма­тивные правовые акты Российской Федерации, регулирующие трудовые и социально-экономические отношения, предусматривают лишь мини­мальные гарантии работникам. Поэтому заключение коллективного до­говора является реальной необходимостью для работников любой ор­ганизации, независимо от её организационно правовой формы.
Коллективный договор позволяет существенно экономить финан­совые средства организаций, т.к. в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ расходы на оплату труда, в т.ч. начисление в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные доплаты и надбавки, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисле­ния, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллек­тивными договорами, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. 

2. Порядок ведения коллективных переговоров

 Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключе­нию и изменению (дополнению) коллективного договора могут высту­пать представители любой из сторон. Для начала коллективных пере­говоров необходимо направить в письменной форме соответствующее предложение другой стороне. В нем следует указать: предполагаемую дату начала переговоров, место их проведения, состав комиссии по ве­дению коллективных переговоров со своей стороны и приложить пред­ложения в проект коллективного договора или полностью проект.

Представители стороны, получившей в письменной форме предло­жение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в перего­воры и в течение семи календарных дней со дня даты получения пись­менного предложения отправить инициатору проведения коллектив­ных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Как правило, инициатором письменного обращения о начале пере­
говоров по заключению коллективного договора
является представительный орган работников - профсоюзная организация.

В этом случае, работодатель обязан в течение семи календарных дней издать приказ (распоряжение) о создании рабочей группы (комис­сии) по подготовке проекта коллективного договора. В нем указыва­ются: количество членов рабочей группы (комиссии) от работодателя и от профкома (на паритетной основе), даты и время еженедельного сбора рабочей группы (комиссии) для разработки и согласования про­екта коллективного договора, дата окончания работы рабочей группы по подготовке проекта (не более 2-х месяцев) и дата принятия коллек­тивного договора на собрании работников (не более 3-х месяцев со дня начала переговоров).

В свою очередь, рабочая группа (комиссия) определяет порядок проведения заседаний и представления администрацией информации, необходимой для ведения переговоров. На заседаниях рабочей группы (комиссии) ведется протокол, в котором фиксируются предложения представителей сторон и принятые решения.

 3. Заключение коллективного договора

 По завершению работы рабочей группы (комиссии) по подготов­ке проекта коллективного договора согласованный сторонами проект коллективного договора передается для обсуждения его содержания на собраниях в структурных подразделениях организации. Если в ходе обсуждения поступают предложения, замечания, дополнения, то проект дорабатывается. Затем проект коллективного договора утверждается на общем собрании (конференции) работников.

В случае не достижения согласия между сторонами по отдельным положениям (пунктам) проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев со дня начала переговоров (ст. 40 ТК РФ) стороны должны под­писать коллективный договор на согласованных условиях с одновре­менным составлением протокола разногласий.

Подписание коллективного договора производится сторонами (руководитель организации и председатель профсоюзной организа­ции) в день его принятия на собрании (конференции) работников. Для разрешения спорных вопросов применяются процедуры, преду­смотренные ст.ст. 398-414 ТК РФ.

 4.   Содержание коллективного договора

 Содержание и структура коллективного договора определяются
сторонами. Ст. 41 ТК РФ содержит широкий перечень обязательств,
которые могут быть включены в коллективный договор. Основными и обязательными являются следующие разделы:

  • общие положения;
  • гарантии занятости работников;
  •  рабочее время и время отдыха;
  •  оплата труда (системы и размеры оплаты труда, премии, доплаты и надбавки);
  • социальные льготы и гарантии;
  • условия труда, охрана труда, экологическая безопасность;
  • дополнительные льготы для молодежи (до 35 лет);
  • гарантии деятельности профсоюзной организации.

    5. Действие коллективного договора, изменения и дополнения

 Коллективный договор заключается на срок не более 3-х лет и всту­пает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установлен­ного коллективным договором.

В коллективном договоре обязательно указывается дата его подпи­сания, либо дата вступления его в силу, а также срок, на который заклю­чен коллективный договор (на 1, 2, 3 года).

Стороны имеют право продлить действия коллективного договора на срок не более 3-х лет. Продление коллективного договора осущест­вляется до окончания срока его действия.

Действие коллективного договора распространяется на всех работ­ников организации (индивидуального предпринимателя).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) рабо­тодатель обязан ознакомить работника с коллективным договором под роспись (ст. 68 ТК РФ).

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях: измене­ния наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководи­телем организации.

При смене формы собственности организации коллективный до­говор сохраняет свое действие в течение 3-х месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3-х лет.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).

5. Регистрация коллективного договора

 Коллективный договор в 3-х экземплярах с подлинными подписями и печатями, а также с соответствующими приложениями в 7-дневный срок со дня подписания направляется работодателем в Министерство социального развития и труда Камчатского края для уведомительной регистрации. Все экземпляры должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью.

Уведомительная регистрация коллективного договора производит­ся органом по труду в течение 30-ти календарных дней с момента их поступления на регистрацию.

Условия, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. Наличие замечаний специалистов органов по труду не является основанием для отказа в регистрации.

Два экземпляра зарегистрированного коллективного договора воз­вращаются представителю работодателя (по одному для каждой сто­роны), один экземпляр остается в органе по труду для осуществления контроля за его выполнением.

Изменения и дополнения в коллективный договор в период его дей­ствия, равно как и продление его срока действия сверх установленного срока, регистрируются в органе по труду в том же порядке, что и кол­лективный договор.

Дополнения и изменения являются неотъемлемыми приложениями к основному тексту коллективного договора и хранятся вместе с ним.

 6.  Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами коллективного договора, их представителями, соответ­ствующим органом по труду. При этом представители сторон обязаны
представлять друг другу, а также органу по труду необходимую инфор­мацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Также необходимо сформировать комиссию по контролю за выполнением коллективного договора и внесению в него дополнений и изменений. Состав комиссии утверждается на собрании (конферен­ции) работников организации и оформляется приложением к коллек­тивному договору.

 

 

(c) Использование материалов возможно при условии обязательной ссылки на
официальный сайт Правительства Камчатского края

количество просмотров -  | дата последнего обновления - 2010-06-08 14:32:25

[Главная] [Назад] [Печать]

Выступления
Коллегиальные органы
Подведомственные организации
Реестр поставщиков социальных услуг
Анонс предстоящих мероприятий
Общая информация
Трудовые отношения
Социальное обслуживание
Охрана труда
Социальное партнерство
Планы отчеты и доклады
Противодействие коррупции
Общественный совет
Меры социальной поддержки
Бесплатная юридическая помощь
Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
Демография
Конкурс социально значимых проектов (программ) в номинации "Социальная эффективность"
Информационная безопасность
Отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Опека и попечительство совершеннолетних граждан
РЕЕСТР социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки
Конкурс СОНКО
Обращения граждан
Полезные ссылки
Схема проезда















карта сайта



нормативная
правовая база



Независимая антикоррупционная
экспертиза проектов НПА



Поиск по сайту:

    

Подписка на новости:

    

Правительство Камчатского края: контакты    

т. 8(4152) 41-20-91, ф. 8(4152) 42-35-03, mail: 41region@kamgov.ru